Билли - Arcangelo Ciulla; Майкл - Matteo Valentini; Кевин - Filippo Arlenghi
Миссис Уилкинсон - Sabrina Marciano, отец - Luca Biagini, Бабушка - Cristina Noci, мертвая мать - Elisabetta Tulli, Тони - Donato Altomare, Джордж - Jacopo Pelliccia, Взрослый Билли - Giuseppe Inga (во вторник) & Lorenzo Gitto (в среду и четверг) - и др.
У меня не было твердого желания смотреть спектакли итальянского "Билли" еще раз - в отсутствие Алессандро Фролы спектакль, я был убежден, был обречен на провал. Незадолго до начала этого турне выяснилось, что организаторы планировали взять на роль Билли Кристиана Роберто, игравшего в прошлом году роль Майкла - но у того сломался голос. Честно - мне даже в голову не приходило, что Кристиана можно использовать в кач-ве постоянного Билли: ну, не подходит он на эту роль! В общем, то, что роль отдали Арканджело Чулле, было логично, однако, разумеется, без полного изменения некоторых ключевых сцен постановки это ни за что не получилось бы: Арканджело вообще не занимался балетом: его стихия - хипхоп и брейкданс. Впрочем, в роли Майкла он смотрелся отлично, двигался весьма грациозно, так что...
Вопрос: где его смотреть. Турне этого года, похоже, организовали по не слишком крупным городам, вроде Падуи, Новары и пр. - где спектакль не был в прошлом году. В плане был даже Лугано в Швейцарии - но не было ни Милана, ни Болоньи, ни Рима. Зато была Генуя - город, который мне весьма нравится (там "Билли" побывал в прошлом году с кратким визитом). В общем, было принято решение в пользу Генуи.
Театр "Политеама Дженовезе" снаружи импозантностью не отличается. Расположен он на пьяцце Корветто (метрах в семистах от импозантной пьяццы Де Феррари), вход в него напоминает вход в какой-нибудь бар.
Хотя зрительный зал выглядит весьма неплохо; сиденья сами по себе удобные, но ряды расположены очень близко друг от друга, в этой связи комфортабельно сидеть только перед проходами и в первом ряду. Два раза я смотрел шоу с первого ряда, один со второго: расклад неплох.
Вход в театр |
Вид с моего места. Вот эта горизонтальная бандура мне страшно мешала во вторник: их там две, и они загораживали мне ноги танцоров. В среду и в четверг я сидел точно между ними. |
Зал Politeama Genovese - перед последним спектаклем в Генуе 23 марта |
За прошедший год взрослый актерский состав, кажется, не претерпел никаких изменений: все на месте, все играют прежние роли. Но сам спектакль претерпел-таки изменения - явно в связи с необходимостью приспосабливать балетоориентированную версию, целиком созданную в расчете на Алессандро Фролу, к способностям Арканджело Чуллы.
Однако главное серьезное изменение шоу коснулось отнюдь не "Dream Ballet"-a, а Angry Dance-a. В версии прошлого года Angry Dance был, насколько я помню, нормальным, но не более и не шел ни в какое сравнение с лучшими британскими образцами. Новая версия абсолютно уникальна: ни одна другая постановка, насколько я знаю, этого не имеет и не имела. Стробоскопический эффект - это ладно, но устроить прямо на сцене ливень (да-да, именно - прямо в разгар Angry Dance над сценой разверзаются хляби небесные и начинается такой ливень, что все актеры оказываются абсолютно мокрыми, но, конечно, основная масса воды льется на Арканджело.
Раз уж речь зашла о нем... Год назад Арканджело, в отличие от Алессандро и Кристиана, показался мне ребенком (ему тогда было 13, но вне сцены он вел себя лет на 11; нет, на сцене в роли Кевина и Майкла он блистал - не уровень Кристиана, конечно, но...) В этом же году я обнаружил на сцене очень красивого молодого человека, при этом профессионала до мозга костей - эдакого интеллектуала, тщательно просчитывающего каждую мелочь своей роли: интонацию, жесты, паузы (с ним я могу сравнить лишь Редманда). Вне сцены он все тот же прежний очаровательный мальчишка - но стоило мне задать ему серьезный вопрос (при расставании после последнего генуэзского спектакля, "Какое место в твоей карьере занимает роль Билли в сравнении с другими ролями, которые ты играл?") - и очаровательный мальчишка тут же исчез, превратившись в профессионала, которого я видел на сцене.
Как я уже отметил выше, Dream Ballet практически не изменился: вся сценография, все элементы сцены остались теми же самыми, Невероятно, но факт - Арканджело, не имея никакой балетной подготовки, умудрился, в компании Взрослого Билли, сотворить практически такой же фантастически красивый Dream Ballet, что и Алессандро Фрола: не умея вставать на пальцы по-балетному, он творил балет всеми остальными частями тела (движения рук у него великолепно получаются), добавим к этому его удивительно гармоничную фигуру - и успех обеспечен: они не танцевали синхроном: вместо этого Арканджело повторял движения Взрослого Билли, повторял практически полностью, если не считать ног; т.е. получился прекрасный па-де-де, достойный лучших образцов (ну, если не сравнивать его, к примеру, с теми, что выдавали Нуриев и Марго Фонтейн).
Блестящая серия пируэтов во время урока (это после которой миссис Уилкинсон говорит "ок") - почти на уровне Алессандро Фролы.
От Electricity я, честно, ждал больше: чего-то невероятно стремительного и бешеного. Не случилось - причем, кажется, совсем не по вине Арканджело: виноват балетмейстер и, возможно, размеры сцены.
(танец в исступлении Арканджело, впрочем, продемонстрировал: в B2B aka 'Nati per ballare').
Как актер Арканджело, как я уже сказал, профессионал: всякого рода милые промахи, забывание текста, оговорки - это не про него. Эмоции он порой играет чересчур крупно (из первого ряда они выглядят несколько наигранными, но, полагаю, его учили играть для зрителей в центральных рядах), но очень и очень точно. Великолепный взрыв в "Я тебя ненавижу!" - значительно сильнее, чем это мог делать Алессандро Фрола. Блестящее The Letter, эмоциональный взрыв перед Angry Dance он сыграл совершенно невероятно, и был блестящ во всей сцене прихода миссис Уилкинсон.
У него очень хороший голос, хотя самые первые признаки скорой ломки уже наблюдаются (впрочем, до конца турне он доиграет спокойно) - так что в общем и целом, это очень удачный выбор на роль Билли.
Маттео Валентини в роли Майкла вначале показался мне каким-то не таким - какой-то рохля, тщедушный мальчик, выглядящий лет на 10-11 (а не на свои 13 лет), но посмотрев его три раза, я по-настоящему влюбился в исполнение им этой роли: он сыграл Майкла настолько "выпукло" и настолько многослойно, что сравнить его с кем-то из британских Майклов мне сложно. Разве что Джо Мэсси умудрялся делать что-то подобное, да и то не с таким блеском. У Маттео Майкл получился настоящей трагической фигурой, которого почти наверняка травят в школе и который льнет к Билли только потому, что тот не участвует в этой всеобщей травле. Все его шутки (во время Expressing Yourself - здесь по сравнению с прошлым годом нет никаких изменений) выглядят неестественными - именно поэтому я и не оценил его игру с самого начала: они и были неестественными, а настоящий характер Майкла раскрылся позже: после Electricity, в нетопленном шахтерском клубе. Майкл приходит туда, пытаясь разыскать Билли и, не обнаружив его там, усаживается в сторонке, закутываясь в своей фуфайке, с совершенно убитым лицом (кто-то из присутствующих подносит ему плошку с чем-то горячим - он грустно берет ее, сует туда палец - а потом отставляет ее в сторону и опять погружается в свои грустные мысли. Увидев Билли (он входит через несколько секунд), Майкл буквально расцветает.
Маттео, по-моему, замечательно умеет импровизировать: он выдает все нужные реплики, включенные в либретто, однако, помимо них, он заполняет паузы массой других слов, бурча себе под нос словечки, точно подходящие к ситуации (например, когда он подбирает Билли подходящий прикид из гардероба. В среду после спектакля я обратил его внимание на это обстоятельство, на что он ответил так: так говорить каждый раз одно и то же неинтересно! Если б те люди, что занимаются британским турне, это поняли! Живой театр, господа, состоит из импровизаций, это главный их элемент, в противном случае все ходили бы в кино.
Филиппо Арленги в роли Кевина - еще одна колоссальная удача. Настоящий клоун (глядя на его лицо, пока тот отжимался в сцене в боксерском клубе (напомню: в итальянской версии это делает Кевин, т.е. Высокий мальчик - т.к. Маленького мальчика здесь вообще нет), я рыдал от смеха - прямо как от Луиса Ферне, когда он делал это же самое в Лондоне (достоинство итальянской версии: делая это, Кевин повернут лицом к зрительному залу), он становится пылко-серьезным в сцене сбора пожертвований в пользу Билли (в прошлом году этого, кажется не было: в этом году Кевин, с болью наблюдая, как Билли подсчитывает собранные деньги, опрометью выскакивает из комнаты, а потом появляется, таща за собой Штрейхбрехера (который, как мы помним, является его отцом). Отличное объяснение такой щедрости: его сын вынудил!
Филиппо - еще один мастер импровизаций: во время Deep into the Ground он, на заднем плане, каждый раз шалил по-разному: во вторник строил кому-то рожи, в среду делал вид, что у него в кружке виски, а не чай, в четверг он очаровательно похищает кружку у Лесли с подноса и пр... Ну и остальные сцены с этим персонажем (Кевином и Томасом) невероятно - как уморительные, так и драматические.
(кстати, в этом составе именно Филиппо, а не Маттео, является альтернативным исполнителем роли Билли: более того, в среду утром (в 10 утра) он СЫГРАЛ роль Билли в специальном закрытом спектакле для школьников!)
Сабрина Марчано в роли миссис Уилкинсон: она не первая моя итальянская миссис Уилкинсон, но после этих трех прошедших спектаклей мне сложно представить в этой роли кого-то другого: три спектакля - и каждый раз она играла роль по-разному - добавляя каждый раз какой-то жест, взгляд, другие мелочи; ее контакт с балетными девочками, по-моему, достоин того, что я наблюдал у Рути Хеншалл. Восхитительная миссис Уилкинсон.
Кристина Ночи (Бабушка) - в прошлом своем описании я не уделил ей особого внимания, а зря: замечательная бабка, фантастически смешная и точно в образе, на уровне лучших бабушек английской версии (ее бабушка явно тронутая, т.е. в стиле Энн Эмери).
Остальных взрослых членов труппы я уже описывал раньше, о них могу сказать то же, что и в прошлый раз. (см. тут). Ну, разве что некоторые откровенные комичные персонажи, вроде Джорджа (Якопо Пелличча) стали чуть более серьезными (что хорошо! - в прошлый раз он напоминал страдающего пляской Святого Вита).
В новой версии, кажется, появилось новое ругательное слово, причем какое! В сцене в боксерском клубе (после Electricity) кто-то из шахтеров пытается подзадорить присутствующих и декламирует: "Thatcher! Thatcher! (ну, чтобы те вслед за ним крикнули "Arriviamo! (мы идем!) - но они отвечают ему нестройным, но решительным "Vaffanculo!"
Мелочи:
Майкл в сцене бокса, когда Джордж командует ему: левой! правой!, смотрит то на левую - то на правую руку, с озадаченным выражением лица, пытаясь сообразить, какая из них какая. Хохот в зале.
Сабрина Марчано (после серии пируэтов Билли): украдкой смотрит в зал с выражением лица человека, который только что выиграл миллион долларов - а потом, переключаясь на свое обычное выражение строгой учительницы, поворачивается к Билли и отвечает: "о-кей!" Хохот в зале.
Бабка в сцене получения письма из школы изображает японского ниндзя (ниндзю?) - с огромным ножом мясника, которым она угрожающе размахивает в сторону отца и Тони и который она в итоге сует себе в рот.
Глупости:
Увы, остались все те глупости, которые я упоминал: прежде всего, это нелогичное построение сцены столкновения Тони и Джекки (перед "Письмом"). Джекки в халате, Тони появляется на кухне с ломиком (т.е. можно предположить, что все происходит ночью, как в фильме) - но тут с улицы появляется Билли - полностью одетый, со школьной сумкой. Далее, это тот факт, что Билли никогда бы не смог прочитать текст на конверте письма из школы, под таким углом зрения: конверт лежит совершенно плоско на столе. Ведь можно было просто взять какую-нибудь консервную банку и прислонить конверт к ней!
Ну и, конечно, в Letter: Reprise Билли отдает свое письмо маме - и поет его текст (а мама одновременно это письмо читает). Вообще глупость жуткая: мама мертвая, не может она держать его письмо в руках, к тому же в таком виде вообще непонятно, зачем он декламирует его текст, если она его и так читает (текст там очень приватный).
Пара новых глупостей касается трактовки образа Майкла: Майкл Кристиана Роберто, во-первых, бил Джорджа в пах ногой (а не рукой, как Майклы других постановок), а во-вторых, по окончании Expressing Yourself нахлобучивал на себя шляпу а-ля Майкл Джексон и прохаживался в его стиле перед занавесом. Для Кристиана Роберто это подходило идеально, но это абсолютно не соответствует характеру Майкла, которого играет Маттео Валентини: удар ногой получается у него очень плохо, да и Майкл-Джексоновский moonwalk не очень (вообще никто не аплодирует! А Кристиану Роберто при этом аплодировали бешено!)
****
Филиппо Арленги при первой встрече (после спектакля 20 марта) попытался заговорить со мной по-английски. Я его прервал: не трудись, со мной можно по-итальянски.
Во время спектакля 20 марта Арканджело несколько раз мне подмигнул, а потом, когда все кончилось, выбежал из stage door, бросился ко мне и заключил в объятия.
Маттео Валентини заявил мне, что весь спектакль следил за моей реакцией. Я его спросил, как это, если мы видимся сегодня впервые? Я ему сказал, бросил Арканджело.
Маттео написал мне автограф по-английски. И с гордостью сообщил мне, что учится в частной школе, где изучает английский, французский и испанский.
А Арканджело учится в лингвистическом лицее (это средняя школа гуманитарного профиля с упором на изучение иностранных языков).
Ну и, наконец: что же именно ответил мне Арканджело в ответ на заданный мною вопрос?
Его ответ таков: "Билли - для меня особая роль. Не только потому, что это главная роль, но и потому, что она близка мне по духу и в ней можно многое играть".
Я поинтересовался у Сабрины Марчано насчет возобновления турне в следующем году, или показа "Билли" в театре "Систина" в Риме. Она лишь высказалась в том духе, что "хотелось бы", и "будет видно".
Арканджело Чулла, Маттео Валентини и Филиппо Арленги (после спектакля во вторник) |
Они же - но после спектакля в четверг |
Сабрина Марчано в моей компании |
Небольшое видео - финальные аплодисменты после спектакля 23 марта.
No comments:
Post a Comment