Disclaimer

The author has no association whatsoever with the cast & production company of Billy Elliot the Musical, Victoria Palace Theatre or other shows and venues mentioned or referred to herein. This blog is intended to be read in Russian (sic!) and the author disclaims any liability for any mis-translation which may have been perpetrated intentionally or non-intentionally by Google Translate or other automatic, semi-automatic or manual translation systems. It is no author's intention to harass, insult, offend, laugh at or hurt the feelings of any person, whether a cast member or production worker mentioned herein and the author disclaims any liability in case anyone feels being harassed, insulted, offended, laughed at, or his/her feelings have been hurt by any message published in this blog.

Thursday 28 October 2010

27 октября 2010 г., место G19

Просмотр № 19


Billy - Dean Charles Chapman
Michael - Joe Massey
Debbie - Emily Smith


Замены:
отец - Phil Snowden
мистер Брейтуэйт - Daniel Page
взрослый Билли - Sergio Giacomelli


Наверно, это из-за каникул получилось, но Дин-Чарлз просто не должен был играть сегодня. И тем не менее из-за того, что в дни каникул назначили дополнительные спектакли, график сдвинулся, и я имел удовольствие посмотреть мистера Чапмана еще раз. 
Что сказать... Вроде, уже видел его, знал, что ждать - и все равно от того, что он творил во время Electricity, захватывало дух. Наверное, это же чувствовали те, кто валом валил на Лиема Моуэра. (ох, похоже, уже двоих сравниваю с Лиемом...). Отточенная до невозможности балетная техника, синхронизированность с музыкой до миллисекунды, при этом потрясающе грациозные жесты. В этот раз по окончании Electricity два первых ряда зала просто встали и начали бешенно аплодировать (да и за спиной кто-то тоже вставал). А еще широченная улыбка, адресованная, кажется, каждому из сидящих.
Джо Мэсси в роли Майкла меня не поразил, если честно: он лучше уволенного мистера Пратта, но до Коннора Келли ему далеко.
Довольно странная замена: Фил Сноуден, обычно играющий мистера Брейтуэйта, в этот раз сыграл отца. И, надо сказать, у него получилось: его отец - сильная личность, а не рохля, какой обычно выходит у Дэвида Бардсли. К тому же у него отличный голос.
Дэниел Пейдж в роли мистера Брейтуэйта тоже вышел неплохо - хотя бы потому, что этот мистер Брейтуэйт реально играл на пианино (есть там такая сцена, в самом начале 'We are born to boogie': свинговать мистер Пейдж умеет отлично). 
Па-де-де Дина-Чарлза с Серджо Джакомелли вышел хуже, чем позавчера, но виноват не Дин-Чарлз, а именно синьор Джакомелли, явно отступившего от ритма музыки (у Барнаби Мередита, обычного исполнителя этой роли, позавчера вышло куда лучше).

No comments:

Post a Comment